В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Этому способствуют научные общества учащихся (НОУ). Главная задача школьного научного общества — дать обучающемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учащихся — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в научное общество учащихся.
Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.
Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и научное общество учащихся, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса.
Организация деятельности научного общества учащихся должна выстраиваться поэтапно, иметь четкую нормативно-правовую базу, методическое обеспечение и в решении этих вопросов роль руководителя школьного общества во многом является ведущей.
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.
Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.
Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между следующими показателями:
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:
В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.
Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.
В основу деятельности НОУ «КИТ» положены следующие концептуальные позиции:
Основная работа НОУ - это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.
Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: литература - русский язык - иностранный язык, и т.д.).
Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.
Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.
Для того чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ «КИТ». Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.
Научно-исследовательская деятельность предполагает работу каждой секции. В первую очередь, это - задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем:
Творческая деятельность
Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.
Главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определённых связей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу её потребностей, знаний, убеждений и т.д.). При планировании воспитательной деятельности необходимо наметить мероприятия, направленные на воспитание следующих отношений:
Темы предметных секций НОУ «КИТ» могут перемещаться, расширяться. Количество часов на конкретную тему варьируется руководителем секции в зависимости от конкретных условий: тема исследования, уровень подготовки ребёнка, наличие материала, его доступность. Необходимо сочетание индивидуальных и групповых занятий с преобладанием в отдельных темах первых.
По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.
С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности.
Высший орган НОУ - собрание. Собрание утверждает Совет НОУ, определяет состав каждой секции, утверждает название НОУ, план его работы на год, принимает эмблему и девиз НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.
В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ - 3 раза в год. Заседания совета НОУ дают возможность прогнозировать и осуществлять контроль над организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого совета. Содержание работы Совета НОУ направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.
Вступив в НОУ «КИТ», ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией, в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.
Итоговой инстанцией является научно - исследовательская конференция. Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов научно-исследовательской работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.
Материалы для организации и проведения научно-практической конференции:
Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет заместитель директора школы.
И как результат – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии:
24.09.2020 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурсы, организуемые в 2020/2021 учебном годуМосковская областная общественная организация «Поддержка и развитие творческой, научной и культурной деятельности молодежи «Инновация» при поддержке Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике, Министерства науки и высшего образования РФ, Главного управления социальных коммуникаций Московской области, в целях формирования и развития у обучающихся интереса к научно-исследовательской и научно-практической деятельности, обеспечения эффективности Программы по самореализации и развитию интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи страны проводит в первом учебном полугодии с сентября по декабрь 2020 года следующие мероприятия:
К участию приглашаются учащиеся общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, детских и молодежных объединений, специалисты – организаторы по работе с творчески одаренной молодежью, воспитатели и учителя. Более подробную информацию можно получить на сайте: www.roskonkurs.com, в оргкомитете: тел.8(495)766-19-06, на электронной почте: orgkomitet@roskonkurs.com.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.12.2019 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучающий семинар с членами научного общества учащихся «КИТ» и участниками II школьной научно-практической конференции «ХОЧУ! ВСЁ! ЗНАТЬ!»25 декабря 2019 года состоялся обучающий семинар с участниками II школьной научно-практической конференции «ХОЧУ! ВСЁ! ЗНАТЬ!». В программе семинара состоялся просмотр лучших презентационных работ прошлых лет, ребята учились разрешать спорные вопросы при подготовке собственного выступления, нарабатывать навыки при составлении тезисных планов, исполнять основные требования, предъявляемые к конкурсным работам. В работе семинара приняли участие научные руководители учащихся; призеры конференции прошлых лет, а теперь учащиеся 8Г класса, показали свою презентационную работу по географии «Погода в городе Тамбове», выполненную в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к исследовательскому проекту; также участники семинара познакомились с образцовыми работами учащихся 11классов, победителями I школьной научно-исследовательской конференции. Каждый участник получил памятку-рекомендацию по подготовке к публичному выступлению, включающую в себя рекомендации по подготовке презентационных материалов, требования к оформлению электронной и печатной версии тезисов, к структуре, наглядности, содержанию доклада. Самое время до конца определиться с темой исследовательского проекта и в новом году воплотить его в жизнь! Пожелаем удачи юным исследователям!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.12.2019 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвели итоги прошлого года, наметили перспективы работы в новом учебном году24 сентября 2019 года состоялось первое в этом учебном году заседание научного общества учащихся «КИТ», где мы проанализировали совместную работу в 2018-2019 году, ознакомились с положением о научном обществе, утвердили план работы, обсудили цели и задачи организации, заполнили заявления на вступление в научное общество. План работы НОУ «КИТ» на 2019-2020 учебный год
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||