Организация и содержание работы научного общества учащихся «КИТ»

Эмблема НОУ

В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Этому способствуют научные общества учащихся (НОУ). Главная задача школьного научного общества — дать обучающемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учащихся — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в научное общество учащихся.

Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.

Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и научное общество учащихся, его организация и деятельность, — одна из главных ступеней этого процесса.

Организация деятельности научного общества учащихся должна выстраиваться поэтапно, иметь четкую нормативно-правовую базу, методическое обеспечение и в решении этих вопросов роль руководителя школьного общества во многом является ведущей.

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.

Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.

Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между следующими показателями:

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:

В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.

Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.

Цели:

Задачи:

В основу деятельности НОУ «КИТ» положены следующие концептуальные позиции:

Содержание и формы работы НОУ

Основная работа НОУ - это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.

Основу нормативно-организационной базы НОУ составляют следующий нормативные документы:

Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: литература - русский язык - иностранный язык, и т.д.).

Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.

Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

Формами организации единой работы являются:

Планирование работы научного общества учащихся

Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.

План секции  НОУ может включать следующие разделы:

Познавательно-коммуникативная работа.

Для того чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ «КИТ». Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.

Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская деятельность предполагает работу каждой секции. В первую очередь, это - задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем:

Творческая деятельность

Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

Воспитательная деятельность

Главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определённых связей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу её потребностей, знаний, убеждений и т.д.). При планировании воспитательной деятельности необходимо наметить мероприятия, направленные на воспитание следующих отношений:

 Темы предметных секций НОУ «КИТ» могут перемещаться, расширяться. Количество часов на конкретную тему варьируется руководителем секции  в зависимости от конкретных условий: тема исследования, уровень подготовки ребёнка, наличие материала, его доступность. Необходимо сочетание индивидуальных и групповых занятий с преобладанием в отдельных темах первых.

По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций  и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.

Структура организации НОУ «КИТ»

С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности.

Структура НОУ

Высший орган НОУ - собрание. Собрание утверждает Совет НОУ, определяет состав каждой секции, утверждает название НОУ, план его работы на год, принимает эмблему  и девиз НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.

В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ - 3 раза в год. Заседания совета НОУ дают возможность прогнозировать и осуществлять контроль над организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого совета. Содержание работы Совета НОУ направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.

Вступив в НОУ «КИТ», ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией, в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.

Итоговой инстанцией является научно - исследовательская конференция. Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов научно-исследовательской работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.

Материалы для организации и проведения научно-практической конференции:

Организация внутришкольного контроля за деятельностью НОУ

Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет заместитель директора школы.

Ожидаемые результаты деятельности НОУ

И как результат – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии:

Основные мероприятия

Цикл мероприятий по развитию научного творчества учащихся и выявлению молодых талантов

Комитет образования администрации города Тамбова Тамбовской области информирует о проведении Московской областной общественной организацией «Поддержка и развитие творческой, научной и культурной деятельности молодежи «Инновация» в 2019/2020 учебном году цикла мероприятий по развитию научного творчества учащихся и выявлению молодых талантов.

Конкурсы организуемые в 2019-2020 учебном году.

Муниципальный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»

Комитет образования администрации города Тамбова Тамбовской области информирует о проведении в период с 24 декабря 2019 года по 03 февраля 2020 года муниципального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» (далее – Конкурс).

Конкурс будет проводиться по следующим направлениям:

К участию приглашаются школьники 7-11 классов, которые в период с 23 октября по 23 декабря 2019 года разработают проекты в соответствии  с выбранным направлением по заданиям ведущих организаций и предприятий Тамбовской области (приложение) или же по самостоятельно выбранной теме, актуальной для экономики и страны.

Проектные задания.

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда»

Комитет образования администрации города Тамбова Тамбовской области информирует о проведении на базе ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» (далее – Олимпиада).

К участию в очном этапе Олимпиады приглашаются учащиеся 6-11 классов. Данная Олимпиада входит в перечень олимпиад школьников на 2019/2020 учебный год (уровень – III).

График проведения Олимпиады по профилям прилагается (приложение). Олимпиада проводится в указанные сроки по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 112 (кабинет №205 – отдел довузовской подготовки).

Регистрация участников будет осуществляться в период с 14.30 по 15.15.

Начало Олимпиады – 15.30.
Участникам при себе необходимо иметь паспорт/свидетельство о рождении, справку из школы, согласие на обработку персональных данных. Дополнительную информацию можно уточнить по контактным телефонам: 8(4752)63-04-49, 8-905-047-82-81.

ГРАФИК
проведения Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда»

Предмет/профиль Классы Дата проведения очной формы
Русский язык 6-11 7, 8, 11 ноября
Обществознание 6-11 12-14 ноября
Право 8-11 15 ноября
История 6-11 18-21 ноября
Экономика 9-11 22 ноября
Естественные науки 6-11 25-29 ноября
Техника и технологии (Машиностроение, Технологии материалов, Техника и технологии наземного транспорта, Электроэнергетика) 7-11 2-6 декабря
Международные отношения 10-11 9-10 декабря
Перевод и переводоведение 10-11 12-13 декабря

IV областной слет научных обществ учащихся

23 апреля 2019 года на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина состоялся IV областной слет научных обществ учащихся, участниками которого стали активисты научных обществ образовательных организаций области, руководители НОУ, преподаватели ТГУ имени Г.Р.Державина. Нашу школу представили победители школьной межпредметной научно-исследовательской конференции «Хочу всё знать»: Рязанцев Даниил, Баранова Анастасия и Смашной Денис.

В этот день ребята поучаствовали в работе интерактивных площадок «Территория науки», попробовали свои силы в командной игре «Профессии будущего», посетили открывшийся в этот день технопарк «Державинский».

I школьная межпредметная научно-исследовательская конференция «Хочу всё знать»

8 апреля в актовом зале состоялась I школьная межпредметная  научно-исследовательская конференция «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ». Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, человек начинает ориентироваться в мире научных книг, овладевать методикой сложных исследований, учится классифицировать собранный материал, анализировать его, обобщать и делать выводы.

Школьный этап научно-исследовательской конференции школьников Средней общеобразовательной школы №31 «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» организован научным обществом учащихся «КИТ»  и прошел  под девизом  «Клянемся исследовать тайны или Как интубировать таракана?» Открыли конференцию выступлением учащихся нашей школы гимна Года молодежи «Кто, если не мы».

В работе конференции приняли участие 13 учащихся и один педагог школы, всего на конкурс было представлено 17 работ проектного и исследовательского характера. На суд компетентного жюри учащиеся представили  собственные исследовательские проекты, защита которых проходила по следующим секциям:

В течение полугода ребята работали над своими проектами. Каждый школьник с 7 по 11 класс мог попробовать провести своё исследование, поучаствовать в эксперименте и, может быть, совершить какое-то небольшое научное открытие.

После представления всех проектов были выбраны победители. Проекты - победители в дальнейшем будут представлены на муниципальной научно - исследовательской конференции. Все проекты учащихся будут опубликованы в школьносм сборнике, составленном из материалов, представленных на конференции.

Поздравляем победителей!

Видеоролик «I межпредметная научно исследовательская конференция Хочу всё знать».