социально-психологическая служба

Памятка родителям по профилактике детского суицида

Г. В. Невзорова, педагог-психолог

Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни ребенка или подростка.

Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно (умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы.

Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их ребенка.

Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида  не совершают детки младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако, зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги.

И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 самое большое число суицидов совершают мальчики – их психика более хрупкая. С 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки.

Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем зачатую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.

Ниже описаны те проблемы подростков, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков. Не стоит улыбаться – поверьте, для ребенка это действительно серьезные проблемы:

  1. Ссора с друзьями или родителями. Причем может быть из-за абсолютного пустяка.
  2. Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
  3. Смерть кого – либо из близких родственников.
  4. Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации; Затяжное депрессивное состояние подростка.
  5. Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
  6. Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
  7. Игровая зависимость и зависимость от интернета.
  8. Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
  9. Комплекс неполноценности.
  10. Иногда суициды совершаются в подражание кумирам  или из чувства коллективизма.

Зачастую трагедии можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящем в поведении ребенка.

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид:

  1. Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.»
  2. Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
  3. Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
  4. Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.
  5. Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
  6. Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
  7. Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.

В том случае, если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа.

Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к   психиатрам.

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию:

Самое главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен.

Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный.

Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут.

Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает!

Помогите ему увидеть этот выход.

Рекомендации психолога «Как готовиться к экзаменам»

Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Выполни два любых упражнения:

Режим дня

Раздели день на три части:

Питание

Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Распрощайтесь:

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как развивать мышление

Некоторые закономерности запоминания

Условия поддержки работоспособности

Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится:

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:

Теперь – о более сложных способах обеспечения успеха.

Ты – сам себе психотерапевт.

Сначала определи свой потенциал достижений. Перед самим началом подготовки к ЕГЭ вспомни все свои достижения в учебе и в любых самостоятельных делах (их может оказаться и сотни!) и почувствуй себя в каждом из них. Эти состояния называют «Я победитель!». Похвали себя за каждое из них. Далее на протяжении всей подготовки к ЕГЭ думай и поступай как победитель! Перед началом каждого занятия или перед экзаменом представляй себя в состоянии «Я победитель!» и удерживай себя в нем до конца каждого экзамена.

Развивай в себе психологию успеха!

Планируй достижения на каждый день. К достижениям может относиться конкретная оценка по конкретному предмету: учись готовить отдельные уроки так, чтобы назавтра получить на них планируемый результат – «четверку» или «пятерку».
Учись поддерживать себя в делах (в школе, что дома, что за их пределами). Для этого при завершении каждого дела найди небольшое время (буквально минуту!) на три взаимосвязанных и очень важных для тебя упражнения.

Первое: похвали себя за успешное дело и за то, что в нем понравился  себе.

Второе: проанализируй, как ты поступал, чтобы сделать дело, и какие новые навыки в тебе возникли в результате него.
К таким навыкам могут, например, относиться следующие: Самовнушения, позволяющие тебе не отвлекаться от дела. Непрерывные самоободрения. Воспоминания о прошлых успехах. Самоприказы. Разделение дела на его отдельные этапы (действия) и ободрение себя при завершении каждого из них.

Третье: используй новый опыт организации дела – для организации уже ближайших следующих дел.

Утром перед ЕГЭ:

Во время ЕГЭ:

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот же совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть хотя бы, пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  Не огорчайся! Стремитесь выполнить все задания, но помните, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

А если неудача на ЕГЭ?

То жизнь не закончилась!

Подготовка к ЕГЭ – твоя тренировка к самостоятельной жизни!

Независимо от результатов ЕГЭ, подготовка к ним готовит тебя заодно и к любым  другим трудным жизненным ситуациям, когда надо преодолевать себя, решать, самому  организовывать свой успех.

Если твое решение о поступлении в вуз осталось прежним, то   прежний опыт показывает, что вторая попытка с поступлением в институт лучше первой.

Можно думать, что и с ЕГЭ у тебя будет то же самое!

Не взваливай себя на плечи родителей!

Сам  ставь перед родителями задачу развития своей личности: это ты их организуешь, а не они – тебя, ты принимаешь решения о своей судьбе, а не они!

Демонстрируй родителям свою успешность – у них волнений по тебе будет меньше!

Твой успех – в твоих руках.
Верь в удачу и в собственные силы, и тогда результат не заставит себя ждать.
Теперь – успеха тебе, и не в ЕГЭ, а вообще – в жизни!

Родителям о подготовке ребёнка к ЕГЭ

При общении с родителями, дети которых готовились к ЕГЭ, или уже их сдали, или им еще только предстоит готовиться и сдавать экзамены, выявилась удивительная закономерность: чем более ответственно ребенок относится к учебе, чем больше он знает и чем важнее для него оценка, полученная за ЕГЭ, — тем труднее ему сдавать экзамен, тем хуже он себя на экзамене чувствует, тем больше вероятность получения результата ниже ожидаемого и, как следствие — апелляция, разочарование, стресс, и не один. Мы с детства привыкаем к тому, что экзамен — всегда стресс.  

Школьники пересказывают друг другу страшилки о сдаче ЕГЭ в предыдущие годы, покупают тесты для подготовки к ЕГЭ, слушают устрашающие нотации учителей и пишут пробные контрольные. Результаты первых пробных контрольных по системе ЕГЭ бывают  отрицательными даже у отличников. Учителя успокаивают родителей тех детей, которые учатся хорошо: «Ничего, еще научатся, мы будем писать еще несколько пробных контрольных!»

Почему экзамены вызывают столько страхов, волнений?

Чего мы боимся на самом деле?

Получить плохую оценку, искусственно усилить значимость ситуации, нагнать страхов, чтобы серьезно подготовиться к экзамену и успешно сдать его?

Нам в течение жизни приходится сдавать множество экзаменов, мы постепенно вырабатываем (в основном, неосознанно) собственную стратегию подготовки к сдаче экзаменов и самой сдачи экзаменов. При этом, как правило, мы не помним свой первый экзамен (вернее, тот, который мы помним как первый, первым не является). А ведь именно самый первый экзамен или первая тестовая ситуация закладывают основы того, как дальше эти самые тестовые ситуации мы будем проходить.

Что такое экзамен? Это некая ситуация, в которой нам нужно получить оценку, в результате которой мы получаем (или не получаем) возможность выхода на новый уровень, пропуск в другую ситуацию нашей жизни. И получить этот пропуск для нас очень важно, даже если мы еще совсем малы и не осознаем, куда мы попадем, если успешно сдадим экзамен.

 Это похоже на компьютерную игрушку - «стрелялку», где герой «убивает» врагов — монстров, и, всех «убив», проходит на новый уровень, если, конечно, остается сам жив. Создатели подобных компьютерных игр позаботились о популярности своих игр, заложив в них наличие нескольких жизней герою, таким образом, максимально приблизив ситуацию игры к реальной действительности. Враги — монстры в компьютерной игре (а впрочем, и в наших снах) — это наши страхи, с которыми мы либо справляемся — и движемся вперед, либо они нас побеждают, и мы так и остаемся «запертыми» в темнице собственных страхов, предубеждений, предрассудков. Проходя экзаменационные ситуации своей жизни, человек обретает и побеждает страх оценки, либо страх оценки в какой-то мере побеждает его, то есть человек стремится максимально избегать в своей жизни тестовые ситуации, которые грозят ему неуспешностью.

Наша задача подготовки ребенка к ЕГЭ сводится к следующим подзадачам:

В первую очередь необходимо понимать, что вам потребуется ежедневно выделять время на общение  с ребенком по поводу его состояния, мыслей, чувств, поддерживать его и помогать ему.

Необходимо обеспечить ребенку режим дня, и при этом быть максимально гибкими, потому что, составляя ребенку режим, необходимо руководствоваться его интересами, привычками и пожеланиями и при этом целесообразностью распределения времени, разумным чередованием учебы и отдыха.     То есть, нужно чтобы ребенок занимался физкультурой или хотя бы ходил побольше пешком, бывал на свежем воздухе, за городом, играл в подвижные игры. Можно придумать много вариантов такого отдыха в сочетании с физической нагрузкой. Важно при этом, чтобы варианты выбирали вы вместе с ребенком, и вариант ему нравился, а иначе это будет не отдыхом, а отбыванием повинности. Вы будете раздражаться по поводу того, как вы стараетесь  организовать досуг своему ребенку, а он, неблагодарный, рвется домой за компьютер (что он там не видел?). Иногда компромиссом в такой ситуации бывает взять с собой на природу друзей или приятелей вашего ребенка — потребность в общении будет удовлетворена, и, вырвавшись на природу, ребята и побегают, и силами померяются, и подурачатся, а значит, физическая нагрузка на свежем воздухе будет обеспечена.

Необходимо поддерживать ребенка постоянно, особенно в моменты, когда он теряет веру в свои силы, а в стрессовый период подготовки к сдаче ЕГЭ и во время самой сдачи такие моменты могут возникать достаточно часто. Здесь очень важно как можно чаще говорить ребенку о том, как вы его любите и о том, как много он умеет, о том, что у него хорошо получается, в чем он успешен.  

Например, напомните ребенку, как он успешно участвовал в олимпиаде, мобилизовался, настроился и правильно выполнил большинство заданий, а теперь можно это же состояние и эти же навыки мобилизации и настройки применить во время сдачи ЕГЭ. Или вспомните вместе с ним, как он выступал на школьном вечере, и его одноклассникам было очень интересно и весело именно благодаря его выступлению.  

Дети устают во время подготовки к ЕГЭ, и даже самые ответственные и трудолюбивые начинают невольно защищаться от перегрузки.

Они начинают опаздывать к репетиторам, путать назначенное время, забывать делать домашнее задание, выполнять общественные поручения именно в то время, когда нужно быть у преподавателя. Это является сигналом того, что ребенок получает нагрузку, значительно превышающую для него привычную, и что у вас возникла задача поддержать ребенка, создать ему условия для отдыха. И еще важно поддерживать позитивный настрой и хорошее эмоциональное состояние всех членов семьи, особенно в период подготовки и сдачи экзаменов.

А для стабилизации своего эмоционального состояния и уверенности в том, что все будет хорошо   я предлагаю сделать   упражнение «Фотоальбом».

Смысл заключается в следующем: представьте, что вы просматриваете альбом с фотографиями своего ребенка и останавливаете свое внимание на тех фото, где вы можете  им гордиться (сделал первый шаг, собрал картину из пазлов и т.д.).

Главное, чтобы вы гордились им и испытывали только положительные эмоции.  Затем вы можете представить фото своего ребенка - счастливого, здорового, успешного через пятнадцать, двадцать лет и т.д.

Подумайте, что бы вы хотели, именно в тот момент, мысленно сказать вашему ребенку в то далекое будущее, которое вы увидели в представленных вами фотографиях, за что бы вы хотели поблагодарить его? Вы можете сделать это прямо сейчас,  побыв некоторое время в состоянии любви и благодарности к вашему ребенку.

Вашей семье предстоит важный и ответственный период — период сдачи вашим ребенком экзаменов.

Помните, что вы вместе! Доверяйте своему ребенку, и при этом будьте рядом, чтобы в нужный момент поддержать его и дать ему именно то, что ему действительно нужно сейчас.

Итак, удачи Вам  и вашим детям на экзаменах!!!

Организация питания в школе

И. В. Львова, социальный педагог МАОУ СОШ № 31

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья. Одним из компонентов здоровьесберегающей среды является организация рационального питания обучающихся образовательных учреждений. Организация рационального питания обучающихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.

Как правильно организовать горячее питание в школе?

В школе дети проводят значительную часть своего времени, и правильно организованное питание однозначно улучшает показатели уровня их здоровья. Это и  профилактика заболеваний, повышение успеваемости и работоспособности.

Школьный возраст, это именно тот период, когда происходит наиболее активное развитие ребенка, при этом также формируется образ жизни, в том числе и тип питания. Школа, это неизбежный жизненно важный этап в жизни каждого человека,она должна максимально влиять, в том числе, и на процесс правильного питания, здесь у школьников должны быть отработаны верные навыки.

Вообще-то процесс школьного питания регламентирован санитарными нормами и правилами, и при их выполнении в большой степени удовлетворяет основам рационального питания.

Однако, у школьников нередко возникают проблемы с режимом питания вне школы, там начинается злоупотреблением чипсами, сухариками, фаст-фудами, шоколадными батончиками, конфетами и пр. И здесь, хотя все это происходит за стенами школы, имеет место и чисто школьная недоработка, связанная с недостаточной информированностью и легкомысленным попустительством со стороны родителей. Многие учащиеся и родители практически не связывают правильное питание со здоровым образом жизни. Поэтому так важна пропаганда здорового питания, которую ребенок может получить практически только в школе.

Правильная организация школьного питания

Школьная столовая является основным местом, где взрослеющий человек приучается к здоровому питанию.

Кажется бесспорным, что большой выбор витаминных и питательных блюд, обеспечит максимально полноценное снабжение организма незаменимыми веществами. Блюда в меню следует комплектовать соблюдая разнообразие (разное каждый день), вкусовую сочетаемость, соответствие стоимости питания нормативам, а пищевой ценности соответствующим нормам, соответствия набора продуктов натуральным нормам потребления. Существует специальный набор рецептур, разработанных для школьного питания, при этом выходные параметры блюд  должны соответствовать возрасту питающихся.

Организация школьного питания должна иметь свой пакет документов, утвержденных на местном уровне. Там должны быть представлены примерные школьные меню, количество учащихся, питающихся бесплатно или по льготам, ответственные за детей, за приготовление пищи, за санитарию и т.д.

Кроме  того, приводится перечень имеющегося и необходимого оборудования (стеллажи, столы, весы, печи и т.д), помещений, с указанием площади, объема и освещенности, оборудования, рабочих зон (мытья, приготовления пищи, раздачи и столовой). Должна быть дана оценка МТБ пищеблока на ее соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Текущий ремонт школьного пищеблока, обеденного зала и производственных помещений, должен производиться ежегодно. А инвентарь (кухонный, приборы и посуда) должен обновляться по мере необходимости с соответствующими отметками  в журнале. Далее должно быть приведено штатное расписание, кто обслуживает блок, и кто отвечает за соблюдение качества пищи, соблюдение санитарных норм и т.д. Приводится и режим работы столовой, график работы и дежурств учащихся с указанием фамилий. В школьной столовой должны присутствовать стенды с информацией для учащихся, с тематикой  правильном питании. Например,  «Питание и здоровье», «Есть, чтобы жить», «Законы питания» формирующие у школьников основы здорового питания. Должно висеть и перспективное меню завтраков и обедов, для разных возрастов, школьников и учителей Одной из задач организованного питания для школьников является воспитание у учащихся культуры правильного  питания. Могут затрагиваться темы культуры поведения за столом, сервировки стола. Школьники сами могут сервировать стол, как предписано правилами этикета, применять посуду с эстетическим оформлением и фигурно расставлять салфетки.

Меню должно быть разнообразным, что достигается как применением достаточного ассортимента продуктов, так и разнообразными методами кулинарной обработки. Каждый день должно быть мясо или рыба, молочные продукты, хлеб и овощи, сливочное и растительное масло. В ежедневном рационе питания должно учитываться оптимальное соотношение пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в витаминах и микроэлементах, белков, жиров и углеводов.

Педагоги и родители: некоторые условия взаимопонимания и взаимодействи

Капранова Е. В., социальный педагог МАОУ СОШ № 31

Учебно-воспитательная работа с учащимися с устойчивыми отклонениями в поведении обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.

Перевоспитание школьника - это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление педагогических тенденций нравственного развития личности, и одновременно ослабевают отрицательные тенденции. Главную роль в перевоспитании учащихся играет улучшение их личных отношений со сверстниками и достижения ими успехов в различных видах положительной деятельности. Занимаясь перевоспитанием, основное внимание мы уделяем выявлению и развитию положительных качеств школьника.

Положительные сдвиги в сознании и поведении школьника в процессе перевоспитания происходят медленно. Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а применением целой системы средств, используемых на протяжении длительного периода времени. Перевоспитание не может протекать успешно, если школьника рассматривать как объект, а не субъект воспитания, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми они встречаются в жизни.

Для выявления девиантных учащихся проводим следующую работу:

а) систематически выявляем неуспевающих учащихся по двум и более учебным предметам. Не все неуспевающие школьники имеют отклонения в поведение, но большинство учащихся с отклонениями в поведении плохо учатся по нескольким предметам;

б) устанавливаем взаимоотношение учеников с педагогами школы. Многие из трудных учащихся находятся в конфликтных отношениях с одним или несколькими педагогами;

в) устанавливаем взаимоотношения девиантных учащихся со сверстниками. Они, как правило, также неблагополучны. Большинство из них находятся в изоляции, а некоторые являются активными дезорганизаторами лидерами микрогрупп, состоящих из таких же трудных учеников;

г) путём бесед со школьниками, их родителями, друзьями изучаем характер использования учениками своего свободного времен, проводим работу по вовлечению этих учащихся в кружки и секции. Так, например, я являюсь руководителем клуба «Светофор» и многие трудные учащиеся посещают занятия клуба, участвуют в подготовке внеклассных мероприятий, в соревнованиях «Безопасное колесо», выступают в лекторских группах на классных часах в младших классах.

Неблагополучие по двум из четырёх показателей позволяет достаточно обоснованно зачислить школьника в число девиантных. Выбранных по вышеуказанным признакам учеников ставим на внутришкольный учёт и ведем систематические наблюдения за ними: посещение на дому, проводим индивидуальные беседы с родителями и детьми, следим за посещением школы, за процессом обучения, вовлекаем в общественную работу, в деятельность по интересам.

После выявления таких учащихся устанавливаем причины отклонений в их поведении и моральной сфере. Важно с самого начала выявить тех ребят, чьи трудности обусловлены болезненным состоянием нервной системы или психики. Таким детям и их родителям рекомендуем обратиться к мед. специалистам. У здоровых учащихся определяем, какие именно факторы влияют на нравственное становление личности конкретного школьника отрицательно, а какие - положительно. Для этого используем определённые методы сбора информации: беседы, наблюдения, анкетирование, изучение школьной документации. Это позволяет установить реальные, а не кажущиеся, причины отклонения в поведении. Каждый раз, когда интуиция подсказывает «Здесь есть искра…» усиливаем наблюдение за ребёнком, даем ему возможность утвердить его интересы и потребности в творческой деятельности, стимулировать их успешное проявление.

Эффективность работы социального педагога зависит во многом от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык.
В своей работе с родителями я использую разнообразные формы и методы. Это и социальная диагностика семьи, методика анкетирования учащихся и родителей, проведение общих родительских собраний, групповые и индивидуальные беседы, семейные консультирования, привлечение родителей к непосредственной работе с трудными учащимися. Но многообразие форм и методов не всегда обеспечивает успех работы. Определяющим в ней является и стиль отношений, которые складываются между мной и родителями. В этической допустимой форме выходим на контакт с ребёнком и его семьёй. Педагогическая этика все годы работы с детьми и их родителями строилась на доброжелательности и справедливости, заинтересованности в делах ребят, на доверии к каждому ребёнку и родителю, требовательности к себе, на самокритичности.

Характер отношений с родителями, формы работы выбираем с учётом индивидуальных особенностей каждой семьи. А для этого социальный педагог, должен знать в каких семьях живут его подопечные. Поэтому на первом этапе определяем проблемное поле деятельности социально-педагогической службы школы. В этом помогает ежегодное проведение социальной паспортизации классов с корректировкой в течение учебного года. Совместно с классными руководителями выясняем категории детей сначала по классам, а потом в целом по школе. Проводим социальную диагностику семей, в которых воспитываются эти учащиеся, определяя тип семьи.
Для организации чёткой работы оформляется банк данных по каждой категории детей. В него входит социально-педагогическая карта, карта учёта несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, психолого-педагогическая характеристика, карта учёта успеваемости и посещаемости, в которых фиксируются все изменения, происходящие с учащимися. Знакомство с семьей начинаем с первого посещения на дому, которое носит ознакомительный характер. Во время беседы с родителями стараемся почувствовать общий культурный уровень семьи, стиль отношений в ней, какую посильную помощь могут оказать или уже оказывают родители ребёнку в учёбе или другом виде деятельности. Последующие посещения планируем в зависимости от обстоятельств.

Родителям рекомендуем развивать активность ребёнка в той деятельности, где он может применить свои способности, или которая представляет для него определённый интерес. Увлекательное или отвечающее способностям ребёнка дело даёт возможность добиться успеха, видимого результата. А успех, по мнению учёных - важный эмоциональный стимулятор усилий ребёнка в труде; он уже не отказывается, а, напротив, проявляет желание попробовать свои силы в других видах деятельности. Постепенно приобретённые умения и навыки, некоторый опыт, уверенность в себе обеспечивают ему успех и в обязательных видах труда. Известно, дети любят делать то, что умеют.

К сожалению не все родители понимают важность и ценность занятий детей по раскрытию их творческих способностей. Объясняют это недостатком времени для выполнения уроков. В работе с родителями акцентируем внимание на важность этого момента, помогаем выбрать кружок или секцию, прежде всего, учитывая возможности микрорайона школы, и склонности учащихся.
Особое внимание, уделяем семьям, где родители не являются примером достойного поведения, ведут аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей на должном уровне. Отсюда у детей появились первые пропуски учебных занятий без уважительных причин, неудовлетворительные оценки.

Но «трудные» семьи это не только те, где, предположим, злоупотребляют спиртными напитками, «трудные» семьи также появляются из-за незнания родителями законов воспитания детей, неумения организовать в семье правильные взаимоотношения между всеми членами семьи. Здесь помогают тесты («Какие мы родители?»), анкеты, рисунки детей «Моя семья», личные беседы с родителями и детьми.